08/04/2025
К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне вспоминаем наших ветеранов. Детские годы Лидии Евгеньевны Масленцевой пришлись на страшные годы войны. Она коренная ленинградка, житель блокадного Ленинграда, более 40 лет проработала в Северном управлении гидрометслужбы.
Лидия Евгеньевна родилась 2 августа 1935 г. в Ленинграде в семье служащих: Аксеновых Евгения Федоровича и Людмилы Михайловны.
Как вспоминала Лидия Евгеньевна, детство до войны было счастливое и беззаботное. В тот день, когда началась война, маленькая Лида играла во дворе и разбила коленку. Но взрослым было не до неё, родители срочно запасались продуктами из «Гастронома». Скоро начались бомбежки. Один из ударов пришелся на высокую глухую стену соседнего дома. От сильного взрыва разбились стекла в доме. Шестилетняя Лида в это время находилась у окна и играла с сестрой. Один из осколков стекла попал ей в лицо. Пришлось наложить шов. До сих пор на её лице остался шрам, который все время напоминает ей о страшной войне.
Жизнь в блокадном Ленинграде была очень тяжелой и голодной. Продукты давали по карточкам. Пережив осень 41-го и самую морозную зиму в 1942 году, Лидию Евгеньевну с мамой и сестрой эвакуировали из Ленинграда в марте 1942 года. «Мы ехали через Ладогу по «Дороге жизни» в открытом грузовике, закутанные в теплые платки. Один платок в клетку до сих пор хранится в семье как реликвия. Он так и называется «блокадный»» - вспоминала Лидия Евгеньевна, - «дорога была опасная. Самолеты непрестанно бомбили, ломали лёд. На наших глазах впереди ехавшая машина провалилась. Но нам повезло. Нас посадили на железнодорожной станции в теплушки, предназначенные для перевозки скота. Должны были ехать во Фрунзе к родственникам отца, но обстановка сложилась так, что состав направили на Кубань в Краснодарский край. По дороге люди умирали, целые составы попадали под бомбежки».
Но и на этом беды не закончились. В течение 1942-1943 годов переезжали из одной станицы в другую по мере наступления немцев, прятались, т.к. семьи коммунистов, тем более эвакуированные из Ленинграда, подлежали уничтожению в душегубках (их семья была в черных списках). Станица, где их приютили, попала в оккупацию. Взрослых немцы гоняли на работу рыть окопы, а дети прятались. Полицаи ходили по домам и забирали ценные вещи: валенки, шубы, корыта и др., а дети оберегали на печке свои последние валенки. Каждый выживал, как мог. Вещи зарывали в землю, мама изображала из себя больную тифом, чтобы немцы не заходили в дом. Перед уходом немцы сжигали деревни, а местные жители спасались от огня в ямах, вырытых в земле.
В 1943 году наши войска освободили Кубань, но вплоть до окончания войны приходилось с трудом выживать. Ели дуранду (отработанная спрессованная шелуха от подсолнуха) и патоку из свеклы. Мама работала в одной из станиц и приносила горох. Ходили в степь, собирали сухую солому, ковыль для растопки. Осенью 1943 года в станице Кореновская Лида Аксенова пошла в 1 класс. Школа не отапливалась, сидели в пальто и шубах. Чернила долго не сохли, размазывались, приходилось переписывать по несколько раз. Уроки делали на подоконнике при свете лучины.
В 3 класс в 1945 году уже пошла в Ленинграде, куда семья вернулась после Победы. Училась в 259 женской школе с 1945 по 1953 годы.
Затем - в Ленинградском гидрометеорологическом институте с 1953 по 1958 годы. Профессию выбрала для Лидии Евгеньевны её мама: «будут вас на практику направлять в разные места, весь Союз посмотрите».
10 августа 1958 года приехала по распределению в Архангельск на АМСГ Кего инженером-синоптиком. Там же познакомилась с будущим мужем Геннадием Петровичем Масленцевым – гражданским летчиком.
До самого выхода на пенсию работала в Северном УГМС: инспектировала АМСГ, участвовала в работе совместных с Управлениями гражданской авиации комиссиях по созданию на АМСГ надлежащих условий работы.
Результаты работы Северного УГМС по метеообеспечению авиации были высоко оценены Управлением метеорологического обеспечения авиации Госкомгидромета. Накопленный опыт был оформлен в виде альбома, который в 1981 году был представлен на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) в павильоне «Гидрометслужба». Лидия Евгеньевна Масленцева стала участником этого события. Здесь Северное УГМС сначала было принято как участник ВДНХ, а через полгода – признано лучшим среди управлений по метеорологическому обеспечению авиации, а начальник ОГМО Я.М. Гольник был удостоен Золотой медали ВДНХ.
Лидии Евгеньевны не стало 6 ноября 2023 года на 89-м году жизни.