8 июля исполняется 45 лет научному судну Росгидромета "Михаил Сомов"

08/07/2020

8 июля 2020 года исполняется 45 лет научно-экспедиционному судну «Михаил Сомов».  В этот день в 1975 году на судне состоялся подъем Государственного флага СССР. Решение о строительстве этого судна было принято Постановлением СовМина СССР от 9 марта 1966 г. «О мерах по дальнейшему развитию Советских исследований в Антарктике».

201507080102.jpg

Судно, названное в честь видного океанолога и полярного исследователя, Героя Советского Союза, начальника дрейфующей станции «Северный Полюс-2» и первой Комплексной антарктической экспедиции Академии наук СССР Михаила Михайловича
Сомова (1908—1973), имеет следующие характеристики: полное водоизмещение – 14 185 т; длина – 133,1 м, ширина – 18,8 м, осадка в полном грузу – 9,16 м, грузоподъемность – 5436 т, имелись помещения для 104 пассажиров. В качестве энергетической установки первоначально стояли четыре дизеля общей мощностью 7200 л.с., но во время капитального ремонта в 1987 году их заменили двигателями финского производства (7420 л.с.). Максимальная скорость – 16,2 узла, дальность плавания – 12500 миль. Экипаж – 40 человек.

201507080103.jpg

В 1977 году судно прошло модернизацию на Херсонской судоверфи. Главной задачей работ стала установка лабораторного блока для выполнения различных исследований и оборудование вертолетной площадки.
В 1981 г. НЭС «Михаил Сомов» выполнял совместные советско-американские исследования в зимних условиях в районе антарктического моря Уэдделла.
До 1999 года НЭС «Михаил Сомов» участвовал в двадцати одной Советской и Российской антарктических экспедициях. Работы НЭС «Михаил Сомов» в Южном океане были посвящены изучению гидрометеорологического и ледового режима этого региона, гидрографическим промерам, выполнению океанографических исследований, изучению физических и механических свойств морского льда, доставке и вывозу персонала антарктических станций, продовольствия, топлива и различных экспедиционных грузов. Протяженность каждого из таких рейсов составляла от 30 000 до 40 000 миль. Многие из них складывались совсем непросто.
Наибольшую известность НЭС «Михаил Сомов» принесли события 14-го рейса в 1984—1985 годах. 15 марта 1985 года «Михаил Сомов» оказался в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды у Берега Хобса.  В дрейфе «Михаил Сомов» находился 133 дня. Об этом снят фильм «Ледокол». Многие участники этой операции были награждены государственными наградами, трое из них стали Героями Советского Союза.
1 мая 2000 года НЭС «Михаил Сомов» передан Северному УГМС. Судно по праву является флагманом Северного УГМС и научного флота Севера. С 2000 по 2020 годы им выполнено около 70 рейсов по снабжению российских научных экспедиций в Арктике, для доставки на научные станции, пограничные заставы, территорию национальных парков и других объектов, персонала, оборудования и припасов, а также оборудования для проведения научных исследований. С 2011 года в соответствии с государственным заданием НЭС «Михаил Сомов» проводит «северный завоз» - обеспечивает труднодоступные станции Северного УГМС, Чукотского УГМС, Якутского УГМС по всей трассе Северного морского пути. Каждый год судно обеспечивает полярников грузами на предстоящую арктическую зиму вплоть до следующего рейса.
НЭС «Михаил Сомов» участвует в реализации различных научных проектов и федеральных программ. В 2000 году судно выполнило рейс в рамках проекта «Арктика-2000». В 2003 году состоялся научный рейс в рамках программы «Печора-Штокман-2003». В 2004 году НЭС «Михаил Сомов» выполнило большой объем работ по восстановлению служебно-жилого модуля на законсервированной ранее станции им.Э.Т.Кренкеля (о.Хейса архипелаг Земля Франца-Иосифа).
С 2005 г. на «Михаиле Сомове» работала Морская арктическая комплексная экспедиция Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева, которую возглавил почетный полярник профессор П.В. Боярский. За время работы на «Михаиле Сомове» экспедиция внесла огромный вклад в изучение самых разных объектов культурного и природного наследия Арктики, ее сотрудники в рамках программы «Память Российской Арктики» установили памятные знаки первопроходцам и путешественникам.

201507080106.jpg


В 2006 году «Михаил Сомов» принял участие в эвакуации Российской дрейфующей станции "Северный полюс-34" (СП-34).
Судно выполнило огромный объем работ в реализации программы третьего Международного полярного года 2007-2008 по «Программе летней морской научно-исследовательской экспедиции (экспедиция «Сомов-МПГ-лето-2007)». В рамках третьего МПГ были установлены автоматические метеостанции на островах Русский и Андрея; организованы аэрологические наблюдения и проведено ракетное зондирование на ОГМС им. Э.Т.Кренкеля; осуществлено строительство модульного служебно-жилого здания на МГ-2 Марресаля; капитальный ремонт служебного здания на ОГМС им. Э.Т.Кренкеля.

201507080101.jpg


В 2011 году именно НЭС «Михаил Сомов» доставил в порт Архангельск первую партию спрессованных бочек – арктический мусор с Земли Франца Иосифа.
В 2010-2014 годах успешно проведены работы по научным программам ФЦП «Мировой океан». В рамках проекта модернизации наблюдательной сети НЭС «Михаил Сомов» проводил доставку и установку автоматизированных метеорологических комплексов (АМК) и автоматизированных метеостанций (АМС).
В 2014 году на полярные станции завезены строительные материалы и бригады рабочих для реализации программы ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах». В рамках этой программы на ОГМС Амдерма и ОГМС Диксон закончено строительство служебных зданий.

3SbcRekHcsY.jpg


В 2018 году научно-экспедиционному судну "Михаил Сомов" вручен памятный знак "Морское наследие России".
В 2019 году на  судне «Михаил Сомов» состоялся второй этап масштабного проекта Росгидромета «Трансарктика-2019».

gA9nMhbasao.jpg

Сегодня, 8 июля 2020 года, «Михаил Сомов» снова находится в рейсе по обеспечению полярных станций жизненно-важными грузами. Всего в навигацию 2020 года на судне НЭС «Михаил Сомов» будет выполнено три рейса по трассе Северного морского пути. Судно прошло ежегодное освидетельствование морского регистра на право плавания. Получено разрешение администрации Северного морского пути на плавание в Арктике. Проведена большая работа по подготовке экипажа судна. Экипаж полностью
укомплектован, все члены экипажа прошли обучение на учебно-тренировочном судне и морских учебных заведениях согласно требованиям международной конвенции по дипломированию моряков.

Поздравляем капитана, экипаж, экспедицию и всех, кто неравнодушен к судьбе и деятельности
  «Михаила Сомова» в Арктике с юбилеем судна. Желаем еще долгих лет работы, успешных
экспедиций, легкого плавания и быть в строю на благо гидрометслужбы России!

См. также: