01/07/2019
Закройте глаза.
Вслушивайтесь.
Почувствуйте и услышьте, что происходит в вашем теле.
Попробуйте почувствовать, что происходит вокруг вас.
Постепенно переместите слух на борт судна.
Слышите звуки? Откуда они? Можете ли вы идентифицировать каждый звук, проносящийся на судне?
Попробуйте услышать и почувствовать, что происходит за бортом.
Переместите слух, как можно дальше.
Медленно. Медленно возвращайтесь в свое тело.
Когда вы вернетесь к себе, откройте глаза.
Во время полдника профессор хореографии Аманда Джейн Штеггель и докторант Брыньяр Бэндлиен из Национальной академии искусств в Осло провели необычную лекцию — эксперимент по выходящей за пределы хореографии. Нас ждут еще и мастер-классы по хореографии.
То, что вы прочитали выше, — это не йога и не медитация. Так Аманда, будучи студенткой лондонского колледжа танца и драмы, училась слушать и двигаться в танце. Мысленно.
— «Amphibious Trilogies» — это трехлетний исследовательский проект, финансируемый Норвежской исследовательской программой художеств, которая была инициирована в 2003 году. Цель — принести художественное знание в академическое поле. Мы производим знание, но в другой форме, — говорит Брыньяр. — Искусство и науку разделяет естественный разрыв в методах и мышлении. Возможно, при интеграции они дадут нечто новое.
Аманда и Брыньяр работают над проектом «Amphibious Trilogies» в течение трех лет. В фокусе их исследования — рефлексии о путешествии и возвращении домой.
— В проекте мы разрабатываем три темы: остров, озеро и путь между ними, — говорит Аманда. — Вы должны понимать, что все это очень условно и метафорично. Остров — это словно, вода, окруженная землей. Арктика. Озеро — земля, окруженная водой. Антарктика. Но это метафора.
«Амфибии» — о движении и движениях. Через движение Аманда и Брыньяр пытаются передать то, что видят в данный момент, позволить аудитории прочувствовать кризис, в котором находится общество и природа. Для них — это другой способ мышления. Они были в творческих командировках в Греции, на острове Само, сообществе Вардё и маленькой рыболовецкой деревушке на севере Норвегии.
— Мы отправились в Грецию с морскими биологами наблюдать за дельфинами и китами, но там оказался лагерь беженцев. Было бы кощунственно изучать дельфинов и обойти вниманием беженцев. — Говорит Аманда.
Аманда и Брыньяр разучивали вместе с ними танцы, учили их английскому языку, помогали в повседневной жизни. Так они пробыли в лагере неделю в 2006 и три недели в 2007 году.
По возвращении в Норвегию они хотели поделиться увиденным и прочувствованным в танце, но их останавливала мысль о том, что танец может быть не всеми понят.
— Тогда мы просто показали публике танцы, которые разучивали вместе с беженцами, и потом объяснили, почему и откуда они появились, — говорит Брыньяр.
— Через танец можно общаться, он создает пространство для разговора о происходящем в мире, — говорит Аманда.
Действительно, многих ученых, привыкших иметь дело с твердой статистикой и осязаемыми образцами, может насторожить подобный творческий стиль мышления.
Почему амфибии? Потому что это такие существа, которые могут жить в различных состояниях. Как черепахи, рожденные на суше, но интуитивно уходящие в море. «Наши слезы соленые, как море», — метафорично говорит Брыньяр. Состояние амфибии — это состояние пограничное.
— И мы сегодня вынуждены жить и выживать в разных состояниях и условиях, — говорит Аманда. — В танце мы и хотим передать, как люди живут, двигаются, как они сохраняют жизнестойкость. Мы ищем вокруг себя жизнь. И каждый раз задаем себе вопрос: «Может ли это быть танцем?»
Все, что делает экспедиция, Аманда и Брыньяр хотят передать в танце. Это будет своего рода рефлексия нашей научно-исследовательской и образовательной деятельности на борту.
На вопрос, откуда они берут вдохновение, Брыньяр говорит: «Это вопрос к Аманде». Она живет на лодке во фьордах Осло, а зимой — в доме на скале, из окна которого видно море.
— Жизнь в лодке — это совсем другая атмосфера и среда. В Норвегии очень небольшое сообщество людей, которые живут в таких «домах», и они всегда придут друг другу на помощь, — говорит Аманда.
Результаты проекта «Amphibious Trilogies» будут представлены в Национальной академии в Осло в октябре 2019 года. Весной 2020 года будут опубликованы результаты исследований.
Ведущая хроники экспедиции доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью САФУ Наталья Авдонина