16/05/2019
День второй. Встреча с белухами.
Дата: 16 мая 2019 г.
Температура воздуха: +4 градуса
Ветер: 4,5 м/с
Судно прошло 110 миль
Время: 13: 00 по МСК.
С утра была прекрасная погода. Солнце, легкий ветерок. Ко мне постучался коллега-оператор и сообщил, что на горизонте показались белухи. Выбежала наружу в футболке. Не замерзла. Белух заметили зоологи, которые несут круглосуточную вахту на обоих бортах «Михаила Сомова». Кстати, всех животных и птиц, встречающихся по пути, зоологи оценивают по нескольким критериям. Записывают в журнал вид животного, количество, упитанность, поведение. Как рассказала морской биолог Светлана Артемьева, этим утром двигались около 10 особей. Одна группа на расстоянии 300 метров от судна, вторая – в километре.
Тем временем участники экспедиции обустроились на новом месте. На 30 дней «Михаил Сомов» станет для них не только рабочим пространством, но и родным домом. И вести себя здесь нужно правильно. Как именно? Об этом рассказали на инструктаже по технике безопасности. Сперва объяснили, как надевать спасательные жилеты. Они есть у каждого в каюте. Однако более живой интерес вызвал гидрокостюм.
- Какую температуру он выдерживает? Хватит ли их на всех? А что там за лампочка на груди?
Любопытным терпеливо объясняют: гидрокостюмов хватит на всех. Обычно в воде Баренцева моря можно продержаться около 20-ти минут. В гидрокостюме – около четырех часов. Хотя… Чтобы спастись, его нужно надеть. В гидрокостюм следует нырнуть (как в спальный мешок), натянуть на себя, присесть, чтобы выпустить лишний воздух. И только потом застегнуть молнию. Кажется, что процедура нехитрая. Но это не так. Дело непростое, без помощи коллег не управиться.
К слову, свои спасательные жилеты есть и на вертолетах. Инспектор вертолета Василий Сокорев показал, как ими пользоваться.
- А если мы будем падать, мы успеем их надеть? – спросил кто-то из участников экспедиции.
Василий пошутил: «Честно говоря, мы не пробовали». Поэтому в вертолеты лучше садиться уже в спасательных жилетах.
И вот по всему судну слышатся 7 коротких сигналов и один длинный. Учебная тревога. Каждый член экспедиции должен немедленно надеть спасательный жилет и выйти на место сбора. Вместе с командой на борту около 100 человек. А шлюпка вмещает только 60. Поэтому их две. Чтобы не было путаницы во время спасения, людей распределили: члены экспедиции, живущие в четных каютах, бегут в правую шлюпку, в нечетных – в левую. Загрузились. Все спаслись.
После тревоги экспедиционная команда отправилась по каютам - готовиться к началу исследований. Например, биологи сегодня приступают к работе, океанологи – завтра.
Судно «Михаил Сомов» выходит из Белого моря. Держим курс на Святой Нос.
Дневник экспедиции ведет корреспондент ГТРК "Поморье" Дарья Биденко и фотограф Андрей Паршин.