Дневник 2 рейса АПУ-2014 года. 17 августа.

20/08/2014

17 августа: Откуда начинается прогноз погоды

Этот день начался для многих в пять утра. А для кого-то плавно вытек из бессонной ночи. Всему виной запланированная высадка и посещение метеостанции Индига, которая работает с тридцатых годов прошлого века. Тут проводят метеорологические и морские прибрежные наблюдения.

Среди тех, чей будильник прозвенел в половину пятого была и Ольга Балакина, начальник отдела гидрометеорологии моря ФГБУ «Северное УГМС». «Молчанов» бросил якорь, спустили лодки, но близко к берегу подойти не удалось, слишком мелко.

- Хорошо, что капитан Виктор Лощевский поставил судно в 2,5 милях. Изначально по карте мы определили, что получится подойти только на 3,8 мили.

Миля - это 1,8 километра. А значит, на дорогу от судна до берега ушел почти час. Радовало, что погода была хорошая, до сидящих в лодке даже брызги не долетали. Добравшись до беоега метеорологический блок сразу принялся за работу.

- Мы высаживаемся и проводим метеонаблюдения на территории площадки с нашими мобильными метеорологическими приборами. Психрометр, который состоит из двух термометров, сухого и смоченного. С помощью них мы определяем влажность воздуха. Ручным анемометром мы измеряем скорость ветра, и барометром - определяем давление, - рассказывает Ольга. - Потом мы берем данные, которые получила сама станция, суммируем и анализируем все полученные результаты.

Измерения метеорологи проводят на удалении от станции в 50, 100, 150, 200, 250 метров, то есть пять точек около станций. Таким образом, удается увидеть, как зависят показатели от рельефа местности – анализ микроклиматических показателей.

Для чего это нужно? Во-первых, это входит в обучающую программу рейса. То есть для студентов -метеорологов это практика, после которой они будут иметь представление о том, что такое гидрометеорологические наблюдения, что такое кодировка данных и так далее. Кроме того, они помогают штурману проводить судовые наблюдения. Существует соглашение между гидрометеорологической службой и флотом, по которому все суда по ходу маршрута должны вести попутные гидрометеорологические наблюдения. Такая система действует не только в России, но и по всему миру. Каждые шесть часов по Гринвичу все штурманы, которые бороздят просторы мирового океана, проводят наблюдения и отправляют данные в центр сбора информации. НИС «Профессор Молчанов» не исключение, и метеорологический блок взял на себя эту работу. Кроме метеонаблюдений в этот отчет входят данные температуры воды, волнение моря и ледовая обстановка.

Но и это не все. Что же происходит с этими данными дальше? Результаты всех наблюдений пополняют мировой центр данных, филиал которого находится в Обнинске. На основе этой базы данных в дальнейшем строятся различные модели прогнозирования. То есть привычных всем прогноз погоды, который можно увидеть по телевизору. Вот такой вклад вносят молодые метеорологи экспедиции в общее дело.

Пока научные блоки работали, погода успела испортиться. С чем только не сравнивали возвращение с берега на судно участники экспедиции. Душ, аквапарк… Ольга ощущала себя рыбкой в аквариуме, в который непослушный ребенок засунул включенный миксер.

- Обратный путь был "полный улет". Хорошо, что вернулись без происшествий. Живы, здоровы - и это главное. А если бы замочили оборудование, то ничего страшного. У нас есть еще один комплект, - поделилась Ольга.

Высушились, согрелись, поели и на лекции. А вечером кипела активная подготовка к завершающей отчетной сессии, запланированной на завтра. 

См. также: