К 80-летию начала работы дрейфующей станции «Северный полюс -1».

06/06/2017

Идею организации научной станции на дрейфующих льдах Полярного бассейна с помощью дирижабля выдвинул Фритьоф Нансен. Осуществление этого проекта предполагалось приурочить к Международному полярному году (1932/33). Однако, в связи с экономическим кризисом станцию устроить не удалось.

В нашей стране по инициативе В.Ю.Визе этот проект стал обсуждаться учёными уже с 1929 г. Успехи развития авиации указали на возможность применения в качестве транспортного средства наравне с дирижаблем также и самолёта. Правительство поручило Главному управлению Северного морского пути разработать проект организации дрейфующей станции. В 1936 г. проект был представлен правительству и одобрен. В качестве базы для самолётов был избран остров Рудольфа, самый северный в архипелаге Земля Франца-Иосифа. На этом острове с лета 1932 г. работала советская метеостанция.

Весной 1936 г. состоялся пробный полёт двух тяжёлых самолётов по маршруту Москва – о. Рудольфа. Головной самолёт пилотировал М.В. Водопьянов. Он осмотрел ледяной купол о. Рудольфа и нашёл его пригодным в качестве аэродрома, а также совершил полёт на север от о. Рудольфа до 83 градуса 45 минут северной широты.

Летом 1936 г. на о. Рудольфа была устроена самолётная база. Были выстроены два жилых дома, радиостанция, гараж, три склада. На базу двумя судами было завезено большое количество бензина для самолётов и запасных частей, два трактора и два вездехода, а также продовольствие и различное снаряжение.

Начальником станции «Северный полюс» был назначен И.Д. Папанин, астрономом и геофизиком – Е.К. Фёдоров, гидрологом и биологом – П.П. Ширшов, радистом – Э.Т. Кренкель.

papanin.jpg

Для экспедиции были избраны четыре четырёхмоторных самолёта (командиры экипажей – М.В. Водопьянов, В.С. Молоков, А.Д. Алексеев, И.П. Мазурук) и разведывательный двухмоторный самолёт (П.Г. Головин).

Руководителем экспедиции был назначен начальник Главсевморпути О.Ю. Шмидт, заместителем – начальник полярной авиации М.И. Шевелёв, флаг-штурманом – И.Т. Спирин, синоптиком – Б.Л. Дзердзеевский. В экспедицию входили кинооператоры и журналисты.

22 марта 1937 г. из Москвы вылетели пять самолётов, в которых находилось 43 человека и более 10 тонн груза. На о. Рудольфа они прибыли только 19 апреля с остановками в Холмогорах, Нарьян-Маре, Маточкином Шаре. Задержала в пути нелётная погода. Не лучше погода была и на о. Рудольфа. Только 5 мая смог вылететь на север самолёт П.Т. Головина с целью разведки состояния льдов в районе полюса и определения возможности посадки на лёд. П.Г. Головин смог достичь полюса и обнаружить обширные ледовые поля.

21 мая к полюсу стартовал самолёт М.В. Водопьянова с О.Ю. Шмидтом и личным составом дрейфующей станции. Самолёт совершил посадку в районе полюса на льдине толщиной 3 метра, пригодной для устройства станции.

25 мая с о. Рудольфа вылетели остальные три тяжёлых самолёта. В.С. Молоков нашёл станцию и сел на ней, а А.Д. Алексеев и И.П. Мазурук сели на лёд в районе полюса. Алексеев перелетел на станционную льдину 27 мая, а Мазурук – 5 июня.

6 июня полярная станция «Северный полюс» на дрейфующей льдине была официально объявлена открытой, и в тот же день все четыре самолёта вылетели на о. Рудольфа. 25 июня 3 самолёта прибыли в Москву, а самолёт Мазурука был оставлен на о. Рудольфа на случай необходимости срочного вылета на дрейфующую станцию.

1465150596_0606_severny_polus_620.jpg

Научные наблюдения на станции начались уже 22 мая, когда Фёдоров выполнил астрономические наблюдения с целью точного определения местоположения льдины. 4 июня Фёдоров сделал первую гравитационную станцию, а Ширшов – первую гидрологическую станцию до глубины 1000 м. 7 июня Фёдоров приступил к измерению элементов земного магнетизма. Метеорологические наблюдения производились четыре раза в сутки и немедленно передавались по рации. Научным работникам приходилось работать по 16 часов в сутки, поэтому хозяйственные работы ложились, в основном, на Папанина и Кренкеля.

Полярники жили в палатке с каркасом из дюралюминиевых труб. Сверху палатка покрывалась брезентом с прокладкой из гагачьего пуха. Длина палатки 3,7 м, ширина 2,5 м, высота 2 м. Для научных наблюдений использовались шёлковые палатки. Для получения электроэнергии имелся ветряк. Продовольствие было распределено по трём складам, находившимся в различных частях льдины.

В летний период под снегом появилась вода, стало трудно ходить. На льдине всюду появились озерки и ручьи. Вода начала проникать в жилую палатку и угрожать продовольственным складам.

Полярное лето закончилось уже в конце августа, а в начале сентября морозы достигали уже 10-15 градусов. Льдина стремительно двигалась в сторону Гренландии. Осенние шторма вызвали большие передвижки в ледяном покрове. На краю льдины образовались торосы до 6 метров высотой. В начале октября в километре от станции появилась полынья длиной в несколько километров.

В конце декабря льдина, пройдя траверз северо-восточной оконечности Гренландии, вышла из Полярного бассейна в Гренландское море. 20 января выяснилось, что льдина окружена чистой водой и изолирована от соседних льдин. В течение дня 1 февраля диаметр льдины с 500 метров уменьшился до 30-50 метров, она была окружена битым льдом. 8 февраля полярники увидели берега Гренландии. 12 февраля они увидели на горизонте огонь, это были прожектора ледокольного парохода «Таймыр».

1381718490dc7.jpg

Когда дрейфующая станция попала в Восточногренландское течение, это вызвало большое беспокойство в Москве. Были предприняты срочные меры по снятию полярников со льдины. 11 января 1938 г. из Мурманска вышел зверобойный бот «Мурманец» с заданием патрулировать вдоль кромки льдов в Гренландском море. Также из Мурманска 3 февраля вышел ледокольный пароход «Таймыр», а 7 февраля – ледокольный пароход «Мурман», оба с лёгкими самолётами на борту. В ночь на 10 февраля после аврального ремонта из Кронштадта вышел ледокол «Ермак».

16 февраля лётчик с «Таймыра» Г.П. Власов совершил посадку на затянувшуюся молодым льдом полынью в 2,5 км от станции и встретился с полярниками. К 19 февраля «Таймыр» и «Мурман» пробились через льды на расстояние 1,5 км от станции. Немедленно команды обоих судов принялись за переброску имущества станции на суда.

На обратном пути «Таймыр» и «Мурман» встретились с «Ермаком», и полярники перешли на его борт. 15 марта «Ермак» прибыл в Ленинград. Страна горячо приветствовала героическую четвёрку.

Наблюдения дрейфующей станции внесли крупнейший вклад в сокровищницу мировой науки. Они открыли взору учёных часть земного шара, остававшуюся до того не исследованной.

Автор статьи - начальник ОФДиНТИ ФГБУ "Северное УГМС" Ю.Н. Катин.

См. также: