К 120-летию Героя Советского Союза, Почетного полярника Александра Александровича Полянского и 85-летию беспримерного дрейфа ледокола «Георгий Седов»

03/02/2022

3 февраля 2022 года исполняется 120 лет со дня рождения Героя Советского Союза, Почетного полярника, старшего радиста Главсевморпути, инженер-капитана Северного Морского пути 3 ранга Александра Александровича Полянского.

Несмотря на огромные заслуги этого человека, его имя малоизвестно архангелогородцам, хотя он всю свою недолгую жизнь посвятил Арктике, жил и работал в Архангельске.

Об уроженце Вологды и жителе Соломбальской стороны Архангельска Александре Александровиче Полянском  необходимо рассказать в год 85-летия беспримерного 812-суточного дрейфа ледокольного парохода «Георгий Седов».

1.jpg

Полянский Александр Александрович

 (21.(03.02).01.1902, д. Полянки, Вологодской губ. - 5.10.1951, г. Архангельск], радист.

Герой Советского Союза (1940), Почетный полярник, инженер-капитан Северного Морского пути 3 ранга.

В возрасте 6 лет, в 1908 году, Александр с родителями переехал в город Архангельск. В семье было еще два брата Николай и Владимир.

Первые годы семья проживала на съемных квартирах в Соломбале, а в 1912 году - сняли двухэтажный дом на углу улиц Преображенская (ныне ул. Терехина) и улицы Саженной (ныне Советской), т.е. где-то в районе нынешнего здания Сбербанка. Позже переехали в другой дом, но район не изменился. Здесь, в самом центре Соломбалы, прошли его детство и юность. Александр окончил 4 класса церковно-приходской школы, а в 1917 году — Островлянскую второклассную учительскую школу. Получив звание «учителя школы грамоты», поступил на работу конторщиком в Архангельский торговый порт.

В 1920 году Александр Александрович добровольцем записался в Рабоче-Крестьянский Красный Флот и был зачислен в Школу службы связи Белого моря, которую окончил в 1921 году.

Профессия радиста определила всю его судьбу и навсегда связала с Арктикой. В 20-е годы XX в. А.А. Полянский участвовал бортрадистом в разведочных полетах аэропланов и корректировал движение судов, указывая капитанам наиболее обильные места лежбищ морского зверя. С 1921 по июнь 1937 — служил радистом на судах торгового морского флота, гидрографических судах «Соломбала» и «Пахтусов». Провёл несколько зимовок в Арктике.

2.jpg

В июне 1937 года был назначен старшим радистом ледокольного парохода «Георгий Седов» Главсевморпути.

В 1937 году при производстве океанологических исследований в море Лаптевых, «Седов» задержался и не смог своевременно вернуться в порт. То же самое произошло и с ледокольными пароходами «Садко» и «Малыгин». Для взаимной помощи все три корабля объединились, чтобы постараться пробиться сквозь замерзающее море, но были зажаты льдами. «Седов», совместно с «Садко и «Малыгиным» начали дрейфовать на север. Так началась их высокоширотная экспедиция.

Только летом 1938 года к дрейфующим судам на помощь был направлен ледокол «Ермак», который вывел изо льдов в открытое море «Садко» и «Малыгина», с оставшимися членами экипажа. Однако на ледоколе «Георгий Седов», во время ледовых сжатий, было повреждено рулевое управление, и он не мог следовать за «Ермаком» даже на буксире. В связи с опасением, что и другие суда могут застрять во льдах, руководством Главсевморпути было принято решение оставить на вторую зимовку только «Седова».

3.jpg

Так, с 28 августа 1938 года, «Георгий Седов» был оставлен в дрейфе на вторую зимовку как плавучая научно-исследовательская станция. На борту ледокола остались только добровольцы - 15 членов экипажа под руководством капитана К.С. Бадигина, которого перевели с ледокола «Садко».

4.jpg

Перед «седовцами» стояли две основные задачи: сохранить корабль и максимально использовать все обстоятельства дрейфа для проведения наиболее полных и точных научных наблюдений.

Капитану Константину Сергеевичу Бадигину было всего 29 лет, но в Арктике он уже зарекомендовал себя как опытный моряк и отличный капитан. Он смог быстро организовать авральные работы, и четко распределил обязанности между всеми членами экипажа.

Для решения первой задачи «седовцы» укрепили корпус судна и, что еще наиболее важно, - выработали особую, свою, тактику борьбы с напором льдов при помощи взрывных веществ.

Для решения второй задачи был задействован практически весь экипаж. А ведь среди экипажа не было ученых-профессионалов кроме В.Х. Буйницкого, тогда еще студента Гидрографического института Главсевморпути.

5.jpg

Экипаж дрейфующего корабля вел ежедневную, упорную борьбу с суровой стихией Севера, и при этом, старался максимально использовать все возможности для научных наблюдений. Впервые были исследованы районы, где ранее не ступала нога человека. Они проводили наблюдения по метеорологии, гидрологии, земному магнетизму и измерению силы тяжести приблизительно по той же программе, что и станция «Северный полюс».

Но надо признать, что главными наблюдениями «седовцев» были метеорологические и океанологические. Метеонаблюдения проводились ежедневно каждые 2 часа и 4 раза в сутки передавались по радио на Большую землю, где эти данные оперативно использовались при составлении карт погоды.

Свою круглосуточную вахту на радиостанции нес старший радист Александр Полянский. К этому времени он уже одиннадцать лет провел в Арктике и сумел обеспечить прекрасную и бесперебойную связь ледокола с Большой землей. За время арктического дрейфа судна (с октября 1937 года по январь 1940 г.) он практически непрерывно (4 раза в сутки) передавал метеосводки, научные и другие материалы. Известно, что за весь период дрейфа им было передано 572 тысячи слов, за что получил неофициальное звание «снайпер эфира». Только в последние дни дрейфа радиостанция
«Г. Седова» работала по 11 часов в сутки, передавая по 10 тысяч слов!

6.jpg

Для поддержания спортивной формы, на судне были введены обязательные спортивные занятиями и соревнования.

9 августа 1939 года «Георгий Седов» достиг самой северной точки дрейфа.

Для оказания помощи и выводу ледокола на чистую воду, 3 января 1940 года в Гренландское море был направлен флагман отечественного флота - ледокол «Иосиф Сталин» под руководством капитана М.П. Белоусова. Экспедицией руководил И.Д. Папанин.

13 января 1940 года ледокол «Иосиф Сталин» вывел «Седова» изо льда, и уже 29 января «Георгий Седлов» самостоятельно перешел в Мурманск.

7.jpg

Так закончился 812-суточный героический дрейф ледокола «Георгий Седов».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1940 года за проведение героического дрейфа, выполнение обширной программы исследований в трудных условиях Арктики и проявленное при этом мужество и настойчивость все 15 членов экипажа ледокольного парохода «Георгий Седов были удостоены звания Героя Советского Союза.

8.jpg

В архиве семьи Полянских бережно хранится удостоверение «старшему радисту л/п «Георгий Седов» Главсевморпути А.А. Полянскому» о присвоении звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина
(№ 2627) и медали «Золотая Звезда» (№ 232).

Архангелогородцам следует помнить, что в этом же героическом рейсе машинистом ледокола был самый молодой член экипажа, наш земляк - комсомолец Николай Сергеевич Шарыпов, выпускник 1932 года. Он также был удостоен высшей награды СССР - звания Героя Советского Союза. В память о его подвиге на фасаде гимназии № 6 установлена мемориальная доска.

За свой подвиг 15 членов экипажа «Г. Седов» в 1940 году вместе с А.А. Полянским и Н.С. Шарыповым были впервые удостоены звания «Почетный полярник», утвержденного в 1939 году. Сам ледокольный корабль «Георгий Седов», 3 февраля 1940 года, был награжден орденом Ленина.

В Архангельске Герою Советского Союза А.А. Полянскому вместе с братом Николаем Александровичем был выделен участок земли под застройку дома у реки Соломбалки. Договор вступал в действие с марта 1940 года сроком на 40 лет, к нему прилагался проект дома. Уже весной 1941 года две семьи братьев Полянских поселились в отстроенном доме по адресу улица Гуляева, дом 13 (ранее улица Саженная). В этом доме семьи проживали фактически до сноса здания (в 1989 году), связанного со строительством первого Соломбальского микрорайона (МЖК), но Александр Александрович Полянский бывал в новом доме редким гостем.

9.jpg

Самоотверженная работа в период дрейфа подорвала здоровье, однако, несмотря на полученные заболевания, А.А. Полянский остался работать в Арктике и с апреля 1941 г. он был назначен начальником полярной станции в Карском море – о. Белый. Сейчас это станция ФГБУ «Северное УГМС» МГ-2 им. М.В. Попова.

На острове Белый А.А. Полянский работал вместе с женой в военные годы: с 1941 по 1944 годы. Вместе с их малолетними детьми Зоей и Виктором на станции было 7 человек. Только в 1944 году прибыла смена полярников, и семья смогла вернуться на Большую землю.

Усилия полярников в годы Великой Отечественной войны позволили достичь главной цели – регулярности и надежности транспортных операций на Севморпути в течение всего военного периода, в условиях активных действий врага и в этом деле неоспоримы заслуги «снайпера эфира» А.А. Полянского.

За бессменную полярную вахту на станции о. Белый (теперь станция им. М.В. Попова) в период с 1941 по 1944 годы, А.А. Полянский был награждён медалями: «За оборону Советского Заполярья» (5.12.1944) и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (9.05.1945).

Но и после окончания войны он остался верен Арктике: с 1945 года возглавлял морские гидрометеорологические станции Марресаля и о. Андрея. С 20 июля 1951 года был назначен начальником инспекторской группы полярной станции Амдерма, однако поработать на этой должности не удалось. Александр Александрович скоропостижно скончался 5 октября 1951 года на борту судна «Кировоград», которое должно было доставить его к новому месту работы в Амдерме. Похоронен на Соломбальском кладбище в Архангельске.

Отмечая личные заслуги Александра Александровича в освоении Арктики, 9 сентября 1949 года ему было присвоено персональное звание «инженер-капитан Северного морского пути 3 ранга», а в апреле 1940 г. в СССР была выпущена почтовая марка, посвященная героям-седовцам. В честь парохода была названа группа островов Северной Земли. В 1959 году именем А.А. Полянского было названо озеро в Антарктиде (оазис Бандера), открытое Советской Антарктической экспедицией в 1956 году. Как известно, на географической карте случайных имен не бывает!

Осенью 2015 года средней общеобразовательной школе № 18 г. Вологды было присвоено имя Александра Александровича Полянского. На стеле Героев Советского Союза в г. Вологде выбито имя А.А. Полянского. В книге «Золотые звезды вологжан» описан его подвиг.

Продолжая традицию по увековечению памяти исследователей Арктики, в навигацию 2016 года на служебном здании полярной станции им. М.В. Попова (о. Белый) была установлена памятная доска о подвиге А.А. Полянского.

10.jpg  11.jpg

Общий вид служебно-жилого комплекса станции им. М.В. Попова (о. Белый) с мемориальной доской.

В настоящий момент, инициативная группа вместе с родственниками Героя продолжает работу по увековечению памяти А.А. Полянского непосредственно в Архангельске. Принято решение в текущем году - к 120-летию со дня рождения А.А. Полянского и 85-летия героического дрейфа «седовцев» - установить мемориальную доску на фасаде служебного здания ФГБУ «Северное УГМС». Установка мемориальной доски в Соломбале будет служить связующим звеном между поколениями полярных исследователей, напоминать о бескорыстном служении Отечеству наших предшественников и способствовать патриотическому воспитанию молодежи.

Есть надежда, что вскоре этот вопрос будет решен положительно, ведь на примере таких людей, как Александр Александрович Полянский мы и должны воспитывать наше новое поколение полярников и исследователей Арктики.

Подготовила: И.А. Паромова, ветеран Северного УГМС, Заслуженный метеоролог России (2010), действительный член РГО (с 1978).

Использованы фотографии из семейного архива Алексея Николаевича и Зои Александровны Полянских, пресс-службы ФГБУ «Северное УГМС».


См. также: