Дневники АПУ-2021: Наблюдения за китами, птицами и …людьми. День шестой — 15 июня

17/06/2021


О ходе экспедиции «Арктический плавучий университет — 2021» ежедневно рассказывает Юлия Смирнова. Фото - Вера Вакулова.


Солнечное утро 15 июня (ни намёка на вчерашний туман) "Михаил Сомов" встречает у Малых Кармакул. Чистые краски: ярко-синее море, графичный черно-белый берег, на котором в бинокль можно разглядеть птичьи базары… 



СЮРПРИЗ НОЧНОЙ ВЫСАДКИ

Вертолёт продолжает возить грузы на берег. А в Арктическом плавучем университете продолжается научно-образовательная программа. 

Национальному парку "Русская Арктика" посвящена лекция Ивана Мизина, заместителя директора парка по научной работе. Иван Андреевич в пять утра вернулся с высадки в Малых Кармакулах, но энергии и вдохновения на утреннюю лекцию у него хоть отбавляй. 

Напомню: в Арктике сейчас полярный день. И высадки ночью организуются для того, чтобы по максимуму использовать время стоянки. Все равно светло, и работать можно круглые сутки. В Малых Кармакулах, правда, вмешалась ещё и погода. Планировали вернуться в два часа ночи, но из-за опустившегося тумана вертолёты смогли вылететь за нами лишь под утро. Что тоже вполне нормально для Арктики, так бывает. 


В итоге получился сюрприз для психологов Северного (Арктического) федерального университета Марии Тункиной и Анны Трофимовой. Они измеряют наше состояние разными способами: анкеты о самочувствии и ночном сне, тесты Люшера, тестирование с помощью аппарата "Психофизиолог", ангиосканирование.  

В анкете я честно пишу: спала мало, состояние не самое бодрое. А приоборы показывают: функциональное состояние оптимальное, сатурация, уровень стресса, пульс, симпатика и парасимпатика — все в норме, организм готов работать. Та же картина ещё у нескольких человек, вернувшихся с Кармакул. Эмоций и впечатлений столько, что компенсируют недосып? Ресурсов у организма на самом деле больше, чем нам кажется? Надеюсь, узнаем после обработки всех результатов исследования — именно ради этого психологи в рейс и отправились, чтобы в реальных условиях понять, как человек адаптируется к экспедиционной работе в Арктике со всеми её нюансами. В том числе и расписанием. 


13 НАУЧНЫХ БЛОКОВ

Рассказывает Анна Трофимова, заместитель начальника экспедиционного отряда по научной работе (у нас на борту полные тезки, две Анны Трофимовых, одна психолог, другая — в команде организаторов): 

— Активно работает блок по адаптации человека к высокоширотной Арктике.  Нам удалось получить биообразцы в количестве 51 пробы. У психологов с утра до вечера идут тесты. Радует, что ребята, участники экспедиции, активно включились в эти исследования, помогают друг другу. 

Блок "Человек в Арктике" последний раз был в программе Арктического плавучего университета в 2015 году, сейчас вновь появился. И это очень здорово — Арктическая зона РФ развивается, нужно привлекать молодые кадры для работы на севере, и исследования адаптации людей к высокоширотной Арктике очень актуальны. У нас в экспедиции они разносторонние: с точки зрения работы сердца и сердечно-сосудистой системы, биохимии и психофизиологии. 

Также запущена работа по отбору микропластика,  удалось получить два образца забортной воды из поверхностного слоя.  Ведутся суточные наблюдения: метеорологические,  учёт птиц и морских млекопитающих совместно с проектом "Нарвал". 

Очень интересны микробиологические исследования. Микробиота Арктики не очень хорошо изучена, а у нас собрались классные специалисты из ведущих университетов и научно-исследовательских центров России. Я очень рада за студентов, которым удаётся работать с профессионалами такого высокого уровня. 

В рамках исторического направления будем изучать объекты культурного наследия Арктики. 

Сейчас идёт подготовка к высадкам на мысе Желания и Земле Франца-Иосифа. У всех разные задачи и маршруты, стараемся оптимизировать работу. 

Всего у нас 13 научных блоков, такого разнообразия не было ни в одной экспедиции Арктического плавучего университета. 

В рейсе из-за ограничений, связанных с пандемией, нет иностранных участников. Но наука в любом случае должна выходить на международный уровень, и статьи с результатами исследований будут публиковаться в том числе и в международных рецензируемых журналах. 

ЗАЧЕМ НАРВАЛУ ЗУБ 

Ещё две лекции прочли наши коллеги и соседи по "Михаилу Сомову" из проекта "Нарвал", за научную программу которого отвечает Институт проблем экологии и эволюции РАН имени А. Н. Северцова (ИПЭЭ РАН). Илья Мурашев рассказал об экологии и разнообразии птиц высокоширотной Арктики.  Светлана Артемьева — о морских млекопитающих. 

Светлана, научный сотрудник проекта "Нарвал" и ведущий инженер ИПЭЭ РАН, изучает их много лет и может едва ли не по всплеску волны отличить, кто там под водой: горбач или косатка, морская свинья или гренландский кит. Тюлени, моржи, белухи, кольчатые нерпы, белые медведи (тоже морские млекопитающие), нарвалы — у каждого вида свои особенности и загадки. Зачем нарвалу зуб, а моржам бивни? Кто готов съесть своего сородича-тюленя? Какие киты удирают от судна, плывя на спине? Где у морских обитателей «чесальные места»? Надо ли спасать бельков, оказавшихся на льдине во время ледохода? И как стать морским биологом? 


У этих двух лекций не только образовательная задача. Участники Арктического плавучего университета могут помочь проекту "Нарвал" в наблюдениях за птицами и морскими млекопитающими. Студенты и их научные руководители ведут постоянные наблюдения для своих проектов, разделившись на вахты: за погодой, льдами, морским мусором, птицами… И вполне может оказаться, что именно они заметят кита или даже нарвала. Информация и фотографии будут очень ценны и для коллег. 

Во второй половине дня "Михаил Сомов" снялся с якоря и отправился на север, к мысу Желания.




См. также: